Как перестать бояться экзаменов и научиться жить
Стресс — не враг
Гипоталамус — самый древний центр стресса. Он сохраняет тело в состоянии баланса — гомеостаза. Гомеостаз испытывает напряжение в момент сильной нагрузки, когда организм находится в «боевой» готовности, чтобы отреагировать на угрозы.
Миндалина, или миндалевидное тело, заправляет всеми эмоциями. В моменты, когда мозг распознает ситуацию как угрожающую, в ответ на раздражение возникает примитивная реакция «бей или беги»:
- Миндалина оценивает ситуацию как опасную, угрожающую, критическую. Запускается реакция страха.
- Нейроны из миндалевидного тела мозга посылают сигналы в гипоталамус, чтобы срочно собраться, активизировать все силы организма: «Хьюстон, у нас проблемы!»
- Гипоталамус посылает сигнал в надпочечники и активизирует симпатическую нервную систему.
- В этот момент надпочечники выделяют в кровь адреналин, что вызывает повышение уровня сахара в крови и прилив энергии во всех частях тела.
- Учащается дыхание и пульс, расширяются зрачки, кожа краснеет или бледнеет, тело напрягается. Может дрожать голос, пересыхает в горле — запускается серия физических реакций. Это, с одной стороны, абсолютно нормально, а с другой — причиняет сильный дискомфорт, мешает сосредоточиться.
Если не купировать напряжение, которое сопровождается острым стрессом, состояние может усугубиться паническими атаками.
Как пережить стресс правильно
Наша главная задача при стрессе — привести миндалину в спокойное состояние, нейтрализовать угрозу. Для этого нужно, что называется, говорить с ней на ее языке — то есть восстановить дыхание и расслабить мышцы.
Дыхательная техника «444»
- На 4 счета делаем вдох;
- На 4 счета задерживаем дыхание;
- На 4 счета делаем выдох.
Делаем необходимое число повторений. Дыхание замедлится, общее состояние нормализуется. Считать можно и до трех, и до шести — кому как удобно.
Техника «Дыхание по квадрату»
- Сосредотачиваем внимание на любом квадратном или прямоугольном предмете.
- Концентрируемся на одном из его углов, делаем вдох.
- Задерживаем дыхание и переводим взгляд на следующий угол. Продолжаем задерживать дыхание.
- Переводим взгляд на третий угол, делаем выдох, задерживаем дыхание.
- Переводим взгляд на четвертый угол, продолжаем задерживать дыхание.
- Снова возвращаемся взглядом к первому углу — вдох.
Упражнения, конечно, могут рассмешить подростков и вызвать некоторый скепсис. Но в действительности они очень эффективны. Главное — сосредоточиться и четко выполнять инструкции.
Техника «Глубокое дыхание» (диафрагмальное дыхание)
- Делаем глубокий вдох, надувая живот, как шарик. Важно не задействовать мышцы грудной клетки. Грудное дыхание — стрессовое дыхание.
- Выдыхаем через плотно сжатые губы как можно дольше. На выдохе увеличивается уровень кислорода в крови, снижается уровень тревоги.
- Делаем 10-20 повторов.
Техника мышечной релаксации «Максимальное напряжение»
Первый вариант: максимально напрячь все мышцы тела, задержаться в напряжении на несколько секунд и расслабиться. Повторить несколько раз.
Второй вариант: Поочередно напрягать и расслаблять различные мышцы тела: левую руку, правую руку, живот, левую ногу, правую ногу и так далее.
Готовимся к экзаменам — готовимся к стрессу
Реакция «бей или беги» спасала нас когда-то от хищников. Почему же экзамен воспринимается организмом как угроза жизни, а страх «провалить» настолько силен, что запускает те же процессы? Объективно витальной угрозы, то есть опасности для жизни, экзамены не представляют. Они проходят в безопасной обстановке, бежать и спасаться от врага не нужно. И чего же тогда все так боятся на экзамене?
- А если не сдам, не справлюсь — что потом?
- На меня давит высокий уровень ответственности.
- Боюсь потерять цель, отказаться от мечты.
- Теряю силы и веру в себя, боюсь выглядеть глупым.
- На экзамене ограничено время — а вдруг я не уложусь в рамки?
- Пугают неизвестность и неопределенность — что будут спрашивать?
- Боюсь разочаровать родителей и разрушить их надежды.
Все стрессоры — ситуации, факторы, проблемы — можно разделить на три группы:
- те, которые нам неподвластны, то есть какие-то внезапные, трагичные ситуации;
- те, на которые мы можем и должны влиять;
- и, наконец, те, что мы сами превращаем в проблемы.
Стрессоры, на которые мы можем и должны влиять
Попробуйте «проиграть» ситуацию неопределенности дома — воссоздайте условия экзамена, чтобы безопасно погрузиться в стрессовую среду. Пробные экзамены, кстати, тоже помогут.
Разработайте план подготовки, пропишите, какие шаги предпринять, чтобы завершить каждый этап. Найдите варианты экзаменов прошлых лет — чтобы набить руку, нужно решить десятки заданий. Поспрашивайте знакомых — вдруг сын маминой подруги тоже сдавал биологию и физику? Заодно узнаете, как делать не нужно, и получите полезные советы. Продумайте маршрут до места, где будет проходить экзамен.
Стрессоры, которые нам неподвластны
Всем хочется жить без стресса, но экзамены — процедура обязательная (по крайней мере, сегодня). Здесь мы можем только снизить уровень стресса, а вовсе избежать его, конечно, не получится.
Экзамен — ситуация внешней оценки. На экзамене ничто не угрожает жизни и здоровью, но есть опасность для самоощущения, самоценности, которую особенно страшно потерять в глазах родителей и учителей.
В период стресса важно рассказывать о своих страхах, делиться чувствами.
Прогулки на свежем воздухе, сон не менее 8 часов (ложиться спать и просыпаться важно в одно и то же время), полезная еда, исключение кофеиносодержащих напитков (кофе, кола, энергетики), достаточное количество чистой воды, занятия спортом — да, и это тоже рекомендации по уменьшению стресса. Организм школьника перед экзаменом и так испытывает серьезные нагрузки, а значит, его нужно немного поддержать.
Рефрейминг
Еще один способ действия в ситуации неопределенности, на которую мы не можем повлиять, — рефрейминг (frame — англ. «рамка»). Он в прямом смысле слова помогает изменить рамки, чтобы мы могли воспринять картину иначе. Это хороший способ расформировать отношение к одной и той же ситуации.
Рефрейминг изменяет отношение к ситуации и тем самым меняет ее. С помощью рефрейминга можно выделить убеждения, которые волнуют подростка, и сделать для них другие рамки, перепрошить их. Например:
- «Экзамен — это проблема, это страшно» меняем на «Экзамен — это возможность».
- «Я не сдам, у меня не получится!» меняем на «Я сделаю все, от меня зависящее, а там — будь что будет».
Найдите эквивалент разрушительной установки со знаком «+», который изменит восприятие подростка.
Мотивация и вдохновение
Техника «облака»
Вспомните про небо. Наш мозг чем-то похож на небосвод — по нему, подобно облакам, постоянно плывут мысли. Они могут быть страшными, как черные грозовые тучи, а могут быть легкими — как воздушные перистые облачка летом. Попробуйте отследить путь большой грозовой тучи — негативной мысли, которая поселилась в голове. Раз — и через несколько секунд страшная туча растаяла за горизонтом! Если спокойно наблюдать за ходом своих мыслей, можно заметить, как плавно они уходят в никуда и не оставляют после себя стрессовое влияние.
Если почувствовали тревогу или ощутили панику
Ощутить текущий момент, почувствовать безопасность и снизить уровень тревоги помогут техники заземления:
- Переключите внимание на предметы вокруг. Начните считать, например, все белое в комнате, все синее, пассажиров в транспорте, лампочки. Все что угодно.
- Сконцентрируйтесь на дыхании, считайте вдохи и выдохи. Если вы идете, считайте шаги.
- Если вы сидите на экзамене, твердо поставьте обе стопы на пол, ощутите пол под собой, почувствуйте свою обувь. Положите ладони на стол, почувствуйте фактуру стола, его температуру.
- Поблагодарите мозг за то, что он продуктивно работает. Чтобы заякорить хорошее состояние — «меня это уже не пугает, я прошел этот этап, теперь я не боюсь».
Техника «мой путь к цели»
Когда одолел страх, что что-то пойдет не так, мечты не сбудутся, «окажусь на обочине жизни», «у меня не будет будущего», выполняйте эти простые практики.
- Возьмите чистый лист бумаги, ручку, карандаш или фломастер.
- Расположите лист, как вам хочется. В левом нижнем углу нарисуйте точку. Это вы. Подпишите: «Я».
- Теперь закройте глаза и представьте во всех подробностях работу мечты, жизнь мечты и т. п.
- В верхнем правом углу листа зафиксируйте цель в виде любого символа.
Как еще можно соединить эти две точки? Какими фигурами? Сколько вариантов может быть? Попробуйте соединить пятью разными вариантами. Теперь десятью. Пятнадцатью. Это предел? Соединяйте точки от «Я» к «Моя цель», произнося «Моя цель достигается разными путями». Это могут быть кривые и прямые линии, их может быть сколько угодно, они сами могут быть какого угодно цвета и структуры.
Посмотрите на получившийся рисунок. Держите его в поле зрения — над рабочим столом, например. Вариантов достижения целей — множество! Даже если экзамен пройдет неудачно, это не повод отказываться от мечты!
Ставьте цели
В нашей миндалине рождается не только страх, стресс и ужас. Еще она реагирует на радостные события: восторг, любовь, ощущение успеха, окрыленность. Поэтому в период экзаменов и стрессовых ситуаций лучше окружить себя мотиваторами — чтобы видеть цель и чувствовать поддержку пространства:
Давай покорим новую вершину! Мечтай! Все получится! Не зацикливайтесь на экзаменах как на вопросе «жизни и смерти». Ни в коем случае не сравнивайте ребенка ни с кем — будь то друзья, братья или сестры. Заряжайте его позитивным отношением к предстоящим испытаниям. Экзамен — это возможность перейти на новый уровень и, в конце концов, испытать положительные эмоции, когда все будет позади!